» Аналитическая справка проведения национальных исследований качества образования в части достижения личностных и метапредметных результатов
Информация к новости
  • Просмотров: 203
  • Автор: Adm
  • Дата: 11-01-2022, 12:01
11-01-2022, 12:01

Аналитическая справка проведения национальных исследований качества образования в части достижения личностных и метапредметных результатов

Категория: ---

АДЫГЕ-ХАБЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА А. ВАКО-ЖИЛЕ  ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КАРДАНОВА МУРАТА АСХАДОВИЧА»

ул. Первомайская, д.43, а. Вако-Жиле, 369356

телефон: (878) 703-54-17


 

Аналитическая справка

по результатам проведения национальных исследований качества образования

 в части  достижения личностных и метапредметных результатов

по МКОУ «СОШ а. Вако-Жиле им. Героя Советского Сооюзза Карданова М.А.»

2020/21 учебный год

Назначение диагностики

Диагностическая работа проведена в рамках Национального исследования  качества образования для мониторинга результатов перехода на ФГГОС ООО. Назначение диагностических заданий – оценить достижение  личностных и метапредметных результатов освоения ФГОС ООО.

6 класс

Выполнение заданий

Личностные результаты

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

кодиф

3.1, 2.4

3.1.

3.1

6

6

5.1,5.2

4.1

4.1

4.1.2.3

5.1,5.2

4.1

4.1

4.1

1.1.

1.2

Максимально возможно ббаллов

8

8

8

16

8

8

8

16

8

16

24

16

8

8

8

Набрано баллов

7

7

0

8

8

3

7

13

5

10

17

9

3

3

2

%

88%

88%

0

50%

100%

38%

88%

81%

63%

63%

71%

56%

38%

38%

25%

Выполнение задания 1 было направлено на определение следующих личностных результатов освоения ФГОС:

  • готовность учащихся оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  • насколько у учащихся сформированы представления об основных социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе

Из таблицы видно, что  88% опрошенных( судя по результатам выполнения заданий 1,2,) готовы правильно, с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков оценивать свои поступки и поступки других людей. У тех же 88% обучающихся 6 класса правильно сформированы представления об основных социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе. Но наблюдается некоторое несоответствие.  Согласно  кодификатора,  тот же личностный аспект проверяется и при выполнении задания 3, но здесь дети набирают  0 баллов из 8 возможных.  Очевидно, что такое несоответствие может быть связано с некоторыми издержками при определении критериев оценки.

Выполнение задания 4, 5  определяет:

  • Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других  народов;
  • Понимание эмоционального воздействия искусства;
  • Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • Роли этнических культурных традиций и народного творчества.

Из таблицы видно, что дети набрали 8 баллов из 16 возможных. То есть 50% опрошенных восприимчивы к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других  народов, понимают и правильно оценивают аспекты эмоционального воздействия искусства, осознают важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения и правильно оценивают  роль этнических культурных традиций и народного творчества. А вот выполнение задания 5 ( 8 баллов  из 8)  свидетельствует о том, у 100% опрошенных  личностное развитие в этом аспекте соответствует  требованиям ФГОС основного общего образования.

Выполнение заданий 6,10  были ориентированы на определение:

  • Интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
  • Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей

По результатам НИКО лишь 38% обучающихся 6 класса проявляют интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и готовы к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. На наш взгляд для учащихся 6 класса это достаточно высокий результат. Шестиклассники в абсолютном своем большинстве еще не определились с будущей профессией.

Выполнение заданий 7, 8, 11,12,13, были ориентированы на сформированность умений соблюдать правила безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет - среде. При выполнении данного задания дети набрали 7 баллов из 8 возможных. Это значит, что 88% шестиклассников умеют соблюдать правила безопасности, в том числе у 88% сформированы начальные навыки безопасного поведения в интернет – среде.  Примерно такие же результаты при выполнении задания 8,11,12, что подтверждают данный вывод. А по результатам выполнения задания 13 этот же показатель равен 38%.  Наблюдается довольно существенная разница между показателями на один и тот же аспект личностного развития, что свидетельствует о необходимости разработки более  четких критериев оценки личностных результатов обучения.

Выполнение задания  9  ориентировано на определение следующих личностных результатов:

  • Неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  •  Соблюдение правила безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет – среде

Из таблицы видно, что 63% шестиклассников не приемлют любые формы экстремизма, дискриминации, умеют соблюдать правила безопасности, в том числе обладают навыками безопасного поведения в интернет – среде. Здесь также наблюдается некоторое несоответствие между  результатами  заданий 7,8( согласно которым  88% шестиклассников умеют соблюдать правила безопасности, в том числе обладают навыками безопасного поведения в интернет – среде) и результатами выполнения задания 9( где тот же личностный результат равен 63%). Слишком большая погрешность.

Проанализируем метапредметные результаты освоения  основной образовательной программы  ФГОС ОО

Метапредметные результаты



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21



88

88

0

50

100

38

88

81

62

62

71

56

38

38

25

75

38

75

50

38

62

Согласно таблице:

88% шестиклассников умеют:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов(явлений);
  • составлять устные и письменные тексты;
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи(или его части);
  • выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать  информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы( подтверждающие одну и ту же идею,версию) в различных информационных источниках;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
  • распознавать предпосылки конфликтных ситуаций;

50% шестиклассников  умеют:

  • отбирать информацию или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

100% шестиклассников умеют:

  • Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования.

38% шестиклассников умеют:

  • Выявлять причино-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,  умозаключений по аналогии;
  • Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
  • Устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа.

И лишь 25% шестиклассников умеют:

  • Формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.

Выводы: Недостаточно сформированы метапредметные результаты    в части формирования универсальных учебных действий. Основными проблемами при формировании универсальных учебных действий, на наш взгляд, выступают: нехватка времени на уроках, отсутствие специальных методик, понятных алгоритмов формирования и оценивания универсальных учебных действий, проблемы развития мотивационного компонента учебной деятельности, трудности, связанные с установлением межпредметных связей в целях формирования универсальных учебных действий и др.

С другой стороны учителя  еще не до конца владеют пониманием сущности «универсальных учебных действий». Учителя все еще делают основной упор именно на решение конкретных познавательных задач. Это может быть связано с тем, что для школьного образования длительное время считалось первоочередной задачей именно передача учащимся знаний и усвоение предметных умений, при этом вопросы личностного развития учащихся являлись менее актуальными. Несмотря на разнообразие методов и технологий обучения, при формировании универсальных учебных действий учителя наиболее часто используют традиционный урок,  и меньше исследовательскую и практическую деятельность на уроке и во внеурочной работе.

При этом успех формирования умений определяется следующими методическими условиями:

  • 1) мотивацией учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе решения учебных задач;
  • 2) четкостью и доступностью задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности;
  • 3) организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями на основе использования системы заданий; в том числе, включением заданий межпредметного характера, позволяющих «перенести» учебное действие на новое содержание;
  • 4) наличием четкого и ясного представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности; разработка и применение в целях развития универсальных учебных действий специальных алгоритмов, раскрывающих сущность и последовательность выполнения операций, методические «подсказки» и др.;
  • 5) опорой на внутренние психические механизмы развития способов деятельности, предложенные выдающимися психологами - Выгодским Л.С., Гальпериным П.Я и др.;
  • 6) постепенным повышением уровня самостоятельности школьников при выполнении учебных действий;
  • 7) всесторонней оценкой уровня сформированности универсальных действий, которая включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий (операций), контроля и рефлексии.

Учитывая вышесказанное, существует необходимость в научном исследовании, осмыслении и создании специальных методик, включающих цели, содержание и различные методы и приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий, которые будут являться основой развития учащихся

8 класс

Выполнение заданий

Личностные результаты

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

%

96%

62%

50%

54%

23%

15%

54%

46%

69%

79%

50%

88%

21%

42%

56%

Выполнение заданий 1-4 было направлено на определение следующих личностных результатов освоения ФГОС:

  • готовность учащихся оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  • насколько у учащихся сформированы представления об основных социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе

Из таблицы видно, что  96% учащихся 8 класса( судя по результатам выполнения заданий 1,2,)готовы оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков. У тех же 96% обучающихся 8 класса правильно сформированы представления об основных социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе. Но наблюдается некоторое несоответствие. Судя по результатам выполнения заданий 1,2  96% обучающихся 8  класса  готовы правильно, с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков оценивать свои поступки и поступки других людей..

А вот выполнение задания 5 свидетельствует о том, что лишь  23%  обучающихся способны адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям.  Очевидно, что сказывается отсутствие квалифицированной психологической службы в школе. 

По результатам НИКО  54%  восьмиклассников осознают российскую гражданскую идентичность , проявляют интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

 88% обучающихся 8 класса проявляют интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и готовы к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

У 56% восьмиклассников сформированы умения соблюдать правила безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет - среде. 88% восьмиклассников умеют соблюдать правила безопасности, в том числе у 88% сформированы начальные навыки безопасного поведения в интернет – среде. 

Из таблицы видно, что 79% восьмиклассников не приемлют любые формы экстремизма, дискриминации, умеют соблюдать правила безопасности, в том числе обладают навыками безопасного поведения в интернет – среде.

. Проанализируем метапредметные результаты освоения  основной образовательной программы  ФГОС ОО

Метапредметные результаты

Согласно таблице:

96% восьмиклассников умеют:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов(явлений);
  • составлять устные и письменные тексты;
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи(или его части);
  • выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать  информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы( подтверждающие одну и ту же идею,версию) в различных информационных источниках;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
  • распознавать предпосылки конфликтных ситуаций;

50% восьмиклассников  умеют:

  • отбирать информацию или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

88% восьмиклассников умеют:

  • Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования.

88% восьмиклассников умеют:

  • Выявлять причино-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,  умозаключений по аналогии;
  • Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
  • Устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа.

 23% восьмиклассников умеют:

  • Формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.
  • Устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа

Выводы: Восьмиклассники не умеют выдвигать гипотезы, строить предположения, самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы, классифицировать объекты по существенным признакам, находить отличие и т.д. А это  лежит в области формирования познавательных УУД. В данном случае речь больше идет о логических универсальных действиях. То есть общая проблема и для 6, и для 8 классов, а значит и для школы в целом:  Формирование универсальных учебных действий.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
^