АДЫГЕ-ХАБЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА А. ВАКО-ЖИЛЕ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КАРДАНОВА МУРАТА АСХАДОВИЧА»
ул. Первомайская, д.43, а. Вако-Жиле, 369356
телефон: (878) 703-54-17
Аналитическая справка
по результатам проведения национальных исследований качества образования
в части достижения личностных и метапредметных результатов
по МКОУ «СОШ а. Вако-Жиле им. Героя Советского Сооюзза Карданова М.А.»
2020/21 учебный год
Назначение диагностики
Диагностическая работа проведена в рамках Национального исследования качества образования для мониторинга результатов перехода на ФГГОС ООО. Назначение диагностических заданий – оценить достижение личностных и метапредметных результатов освоения ФГОС ООО.
6 класс
Выполнение заданий
Личностные результаты
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
кодиф | 3.1, 2.4 | 3.1. | 3.1 | 6 | 6 | 5.1,5.2 | 4.1 | 4.1 | 4.1.2.3 | 5.1,5.2 | 4.1 | 4.1 | 4.1 | 1.1. | 1.2 |
Максимально возможно ббаллов | 8 | 8 | 8 | 16 | 8 | 8 | 8 | 16 | 8 | 16 | 24 | 16 | 8 | 8 | 8 |
Набрано баллов | 7 | 7 | 0 | 8 | 8 | 3 | 7 | 13 | 5 | 10 | 17 | 9 | 3 | 3 | 2 |
% | 88% | 88% | 0 | 50% | 100% | 38% | 88% | 81% | 63% | 63% | 71% | 56% | 38% | 38% | 25% |
Выполнение задания 1 было направлено на определение следующих личностных результатов освоения ФГОС:
- готовность учащихся оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- насколько у учащихся сформированы представления об основных социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе
Из таблицы видно, что 88% опрошенных( судя по результатам выполнения заданий 1,2,) готовы правильно, с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков оценивать свои поступки и поступки других людей. У тех же 88% обучающихся 6 класса правильно сформированы представления об основных социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе. Но наблюдается некоторое несоответствие. Согласно кодификатора, тот же личностный аспект проверяется и при выполнении задания 3, но здесь дети набирают 0 баллов из 8 возможных. Очевидно, что такое несоответствие может быть связано с некоторыми издержками при определении критериев оценки.
Выполнение задания 4, 5 определяет:
- Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- Понимание эмоционального воздействия искусства;
- Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- Роли этнических культурных традиций и народного творчества.
Из таблицы видно, что дети набрали 8 баллов из 16 возможных. То есть 50% опрошенных восприимчивы к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимают и правильно оценивают аспекты эмоционального воздействия искусства, осознают важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения и правильно оценивают роль этнических культурных традиций и народного творчества. А вот выполнение задания 5 ( 8 баллов из 8) свидетельствует о том, у 100% опрошенных личностное развитие в этом аспекте соответствует требованиям ФГОС основного общего образования.
Выполнение заданий 6,10 были ориентированы на определение:
- Интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
- Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей
По результатам НИКО лишь 38% обучающихся 6 класса проявляют интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и готовы к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. На наш взгляд для учащихся 6 класса это достаточно высокий результат. Шестиклассники в абсолютном своем большинстве еще не определились с будущей профессией.
Выполнение заданий 7, 8, 11,12,13, были ориентированы на сформированность умений соблюдать правила безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет - среде. При выполнении данного задания дети набрали 7 баллов из 8 возможных. Это значит, что 88% шестиклассников умеют соблюдать правила безопасности, в том числе у 88% сформированы начальные навыки безопасного поведения в интернет – среде. Примерно такие же результаты при выполнении задания 8,11,12, что подтверждают данный вывод. А по результатам выполнения задания 13 этот же показатель равен 38%. Наблюдается довольно существенная разница между показателями на один и тот же аспект личностного развития, что свидетельствует о необходимости разработки более четких критериев оценки личностных результатов обучения.
Выполнение задания 9 ориентировано на определение следующих личностных результатов:
- Неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- Соблюдение правила безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет – среде
Из таблицы видно, что 63% шестиклассников не приемлют любые формы экстремизма, дискриминации, умеют соблюдать правила безопасности, в том числе обладают навыками безопасного поведения в интернет – среде. Здесь также наблюдается некоторое несоответствие между результатами заданий 7,8( согласно которым 88% шестиклассников умеют соблюдать правила безопасности, в том числе обладают навыками безопасного поведения в интернет – среде) и результатами выполнения задания 9( где тот же личностный результат равен 63%). Слишком большая погрешность.
Проанализируем метапредметные результаты освоения основной образовательной программы ФГОС ОО
Метапредметные результаты
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | ||
88 | 88 | 0 | 50 | 100 | 38 | 88 | 81 | 62 | 62 | 71 | 56 | 38 | 38 | 25 | 75 | 38 | 75 | 50 | 38 | 62 |
Согласно таблице:
88% шестиклассников умеют:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов(явлений);
- составлять устные и письменные тексты;
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи(или его части);
- выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы( подтверждающие одну и ту же идею,версию) в различных информационных источниках;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- распознавать предпосылки конфликтных ситуаций;
50% шестиклассников умеют:
- отбирать информацию или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
100% шестиклассников умеют:
- Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования.
38% шестиклассников умеют:
- Выявлять причино-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
- Устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа.
И лишь 25% шестиклассников умеют:
- Формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.
Выводы: Недостаточно сформированы метапредметные результаты в части формирования универсальных учебных действий. Основными проблемами при формировании универсальных учебных действий, на наш взгляд, выступают: нехватка времени на уроках, отсутствие специальных методик, понятных алгоритмов формирования и оценивания универсальных учебных действий, проблемы развития мотивационного компонента учебной деятельности, трудности, связанные с установлением межпредметных связей в целях формирования универсальных учебных действий и др.
С другой стороны учителя еще не до конца владеют пониманием сущности «универсальных учебных действий». Учителя все еще делают основной упор именно на решение конкретных познавательных задач. Это может быть связано с тем, что для школьного образования длительное время считалось первоочередной задачей именно передача учащимся знаний и усвоение предметных умений, при этом вопросы личностного развития учащихся являлись менее актуальными. Несмотря на разнообразие методов и технологий обучения, при формировании универсальных учебных действий учителя наиболее часто используют традиционный урок, и меньше исследовательскую и практическую деятельность на уроке и во внеурочной работе.
При этом успех формирования умений определяется следующими методическими условиями:
- 1) мотивацией учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе решения учебных задач;
- 2) четкостью и доступностью задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности;
- 3) организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями на основе использования системы заданий; в том числе, включением заданий межпредметного характера, позволяющих «перенести» учебное действие на новое содержание;
- 4) наличием четкого и ясного представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности; разработка и применение в целях развития универсальных учебных действий специальных алгоритмов, раскрывающих сущность и последовательность выполнения операций, методические «подсказки» и др.;
- 5) опорой на внутренние психические механизмы развития способов деятельности, предложенные выдающимися психологами - Выгодским Л.С., Гальпериным П.Я и др.;
- 6) постепенным повышением уровня самостоятельности школьников при выполнении учебных действий;
- 7) всесторонней оценкой уровня сформированности универсальных действий, которая включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий (операций), контроля и рефлексии.
Учитывая вышесказанное, существует необходимость в научном исследовании, осмыслении и создании специальных методик, включающих цели, содержание и различные методы и приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий, которые будут являться основой развития учащихся
8 класс
Выполнение заданий
Личностные результаты
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
% | 96% | 62% | 50% | 54% | 23% | 15% | 54% | 46% | 69% | 79% | 50% | 88% | 21% | 42% | 56% |
Выполнение заданий 1-4 было направлено на определение следующих личностных результатов освоения ФГОС:
- готовность учащихся оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- насколько у учащихся сформированы представления об основных социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе
Из таблицы видно, что 96% учащихся 8 класса( судя по результатам выполнения заданий 1,2,)готовы оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков. У тех же 96% обучающихся 8 класса правильно сформированы представления об основных социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе. Но наблюдается некоторое несоответствие. Судя по результатам выполнения заданий 1,2 96% обучающихся 8 класса готовы правильно, с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков оценивать свои поступки и поступки других людей..
А вот выполнение задания 5 свидетельствует о том, что лишь 23% обучающихся способны адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям. Очевидно, что сказывается отсутствие квалифицированной психологической службы в школе.
По результатам НИКО 54% восьмиклассников осознают российскую гражданскую идентичность , проявляют интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России
88% обучающихся 8 класса проявляют интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и готовы к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
У 56% восьмиклассников сформированы умения соблюдать правила безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет - среде. 88% восьмиклассников умеют соблюдать правила безопасности, в том числе у 88% сформированы начальные навыки безопасного поведения в интернет – среде.
Из таблицы видно, что 79% восьмиклассников не приемлют любые формы экстремизма, дискриминации, умеют соблюдать правила безопасности, в том числе обладают навыками безопасного поведения в интернет – среде.
. Проанализируем метапредметные результаты освоения основной образовательной программы ФГОС ОО
Метапредметные результаты
Согласно таблице:
96% восьмиклассников умеют:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов(явлений);
- составлять устные и письменные тексты;
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи(или его части);
- выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы( подтверждающие одну и ту же идею,версию) в различных информационных источниках;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- распознавать предпосылки конфликтных ситуаций;
50% восьмиклассников умеют:
- отбирать информацию или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
88% восьмиклассников умеют:
- Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования.
88% восьмиклассников умеют:
- Выявлять причино-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
- Устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа.
23% восьмиклассников умеют:
- Формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.
- Устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа
Выводы: Восьмиклассники не умеют выдвигать гипотезы, строить предположения, самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы, классифицировать объекты по существенным признакам, находить отличие и т.д. А это лежит в области формирования познавательных УУД. В данном случае речь больше идет о логических универсальных действиях. То есть общая проблема и для 6, и для 8 классов, а значит и для школы в целом: Формирование универсальных учебных действий.