АДЫГЕ-ХАБЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА А. ВАКО-ЖИЛЕ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КАРДАНОВА МУРАТА АСХАДОВИЧА»
ул. Первомайская, д.43, а. Вако-Жиле, 369356
телефон: (878) 703-54-17
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью.
Общие положения
- Настоящее Положение регламентирует порядок обеспечения организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация) прав на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с инвалидностью по адаптированным основным общеобразовательным программам (адаптированным образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ, адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (умственными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении и (или) обучении на дому по состоянию здоровья (далее – учащиеся).
- Образовательная организация в своей работе руководствуется:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24 июня 1988 г № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 г № 181 – ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Методическими рекомендациями «Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации», утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г и первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019г;
- письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 августа 2018 г № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»;
- письмом Минпросвещения России от 13 июня 2019 г № ТС-1391/07 «Об организации образования на дому».
Участники образовательного процесса
Участниками правовых отношений при организации обучения на дому являются: учащиеся, их родители (законные представители), педагогические работники, участвующие в обучении указанных учащихся.
Задачи организации обучения учащихся на дому
- создание специальных условий для успешного освоения учащимися основных общеобразовательных программ, адаптированных для обучения;
- создание специальных условий для успешного освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных для их обучения;
- создание специальных условий для реализации программ воспитания учащихся;
- создание специальных условий для социализации учащихся.
Организация образовательного процесса
- Учащиеся принимаются на обучение на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей), выраженного в письменном заявлении на имя руководителя организации об организации обучения их ребенка на дому по рекомендованной психолого – медико – педагогической комиссией программе на период, рекомендованный в заключение (медицинской справке) медицинской организации.
- Для организации обучения учащегося на дому его родители (законные представители) представляют в образовательную организацию следующие документы:
- заявление об организации обучения на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе (приложение 1);
- заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения;
- заключение психолого – медико – педагогической комиссии.
- На основании заявления родителей (законных представителей) и представленного пакета документов в образовательной организации издается приказ об организации обучения учащегося на дому (приложение 2)
- Между организацией и родителями (законными представителями) заключается договор об оказании образовательных услуг, в котором указывается срок его действия (приложение 3).
- Организовать обучение необходимо в 3-х дневный срок с момента представления родителями (законными представителями) пакета документов.
- Действие договора ограничивается сроками заключения медицинской организации (медицинской справки) и не может превышать 1 учебный год.
- Для пролонгации организации обучения учащегося на дому его родители (законные представители) ежегодно на начало очередного учебного года представляют письменное заявление и заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательном программам на дому с указанием периода такого обучения.
Если медицинское заключение выдано менее, чем на учебный год, то для его пролонгации предоставляется новое заключение с указанием периода.
- При не предоставлении родителями (законными представителями) пролонгированного заключения медицинской организации (медицинской справки) обучение учащегося организацией организовывается в составе класса, в контингент которого он зачислен.
- Досрочное прекращение обучения учащегося на дому возможно по инициативе родителей (законных представителей) учащегося на основании заявления.
- Организация обучения учащихся на дому осуществляется педагогическими работниками образовательной организации или нескольким образовательными организациями посредством сетевой формы реализации образовательных программ.
- Содержание образования и условия организации обучения и воспитания учащихся на дому определяется адаптированной основной общеобразовательной программой, индивидуализируемой в виде индивидуального учебного плана или специальной индивидуальной программы развития при реализации соответствующего варианта АООП (далее – СИПР).
- Для обучения учащихся на дому образовательной организацией разрабатывается индивидуальный план/СИПР, календарный учебный график и индивидуальное расписание занятий.
- Индивидуальный учебный план/СИПР разрабатывается психолого – педагогическим консилиумом образовательной организации с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ /федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью )интеллектуальными нарушениями)/ федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, отражает все обязательные предметные области соответствующего уровня образования, учебные предметы и обязательные курсы коррекционно – развивающей области с учетом индивидуальных особенностей конкретного учащегося на дому.
- Индивидуальный учебный план/СИПР учащегося содержат часы, отведенные на обязательные занятия педагогических работников с учащимся, на обучение с использованием дистанционных и/или электронных образовательных технологий (при организации такого формата образования) и самоподготовку учащихся.
В индивидуальном учебном плане/СИПР представлены: перечень предметов и/или коррекционных курсов, доступных обучающемуся для освоения, с указанием количества часов, объема недельной образовательной нагрузки обучающегося, часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, а также общего объема недельной нагрузки.
- Индивидуальный учебный план/СИПР учащегося на дому согласовывается с его родителями (законными представителями) и утверждается руководителей образовательной организации.
- Расписание занятий составляется образовательной организацией с учетом мнения родителей (законных представителей) учащегося. Расписание занятий утверждается руководителем образовательной организации.
- Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы, в том числе отдельной ее части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом и положением о промежуточной аттестации образовательной организации.
- Персональные данные учащихся на дому, данные об их успеваемости за триместр (четверть), полугодие, а также о переводе из класса в класс и выпуске из школы вносятся в
- Контроль за своевременным проведением индивидуальных занятий на дому осуществляет классный руководитель, за реализацией индивидуального учебного плана/СИПР – заместитель руководителя образовательной организации.
- Деятельность по социализации учащегося на дому, воспитательную деятельность, связь с его родителями (законными представителями) осуществляет классный руководитель класса, в контингенте которого состоит учащийся.
- Государственная итоговая аттестация учащихся на дому по адаптированным образовательным программам основного общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 76 ноября 2018 г №189/1513; по адаптированным образовательным программам среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с приказом Министерства Просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г № 190/1512.
- Итоговая аттестация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 мая 2020 г № ДГ – 493/07 «О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Итоговая аттестация обучающихся по СИПР осуществляется на основе анализа результатов текущих аттестацией последнего года обучения и данных промежуточных аттестаций за последние три года обучения и представлена развернутой характеристикой обучающегося, отражающей сформированность его жизненных компетенций.
- Выпускникам, обучившимся на дому, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, образовательной организацией выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования; выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим итоговую аттестацию – свидетельство об обучении.
- Организация:
- предоставляет учащимся на дому на время обучения бесплатно учебники/учебные пособия, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотечном фонде образовательной организации;
- обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана
/СИПР учащимся на дому, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана учащимся на дому в части психолого- педагогического сопровождения, коррекции и развития/реализацию СИПР;
- создает условия учащимся на дому для их участия в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования;
- осуществляет промежуточную аттестацию и перевод учащихся на дому в следующий класс;
- оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) учащихся на дому;
- Родители (законные представители) учащегося:
- обеспечивают допуск педагогических работников к учащемуся на занятие;
- создают условия для проведения учебных занятий, в том числе организовывают рабочее место;
- обеспечивают присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в момент проведения учебных занятий на дому;
- контролируют выполнение учащимся домашних заданий;
- своевременно, в течение дня, информируют классного руководителя/педагога о необходимости отмены занятий по случаю болезни учащегося на дому и возможности их возобновления;
- Педагогические работники:
- организовывают учебный процесс в соответствии с календарным учебным графиком *календарно –
тематическим планированием при обучении по СИПР), индивидуальным учебным планом, расписанием занятий;
- своевременно заполняют электронный журнал, отражают в нем проведенные занятия, успеваемость;
- своевременно заполняют табель учета рабочего времени;
- вовлекают учащегося по согласованию с его родителями (законными представителями) в воспитательные и иные
мероприятия, проводимые образовательной организацией;
Документы, регламентирующие обучение на дому
- заявление родителей;
- заключение медицинской организации;
- заключение психолого – медико – педагогической комиссии;
- договор об оказании образовательных услуг;
- приказ образовательной организации;
- индивидуальный учебный план или СИПР;
- календарный учебный график;
- индивидуальное расписание занятий.