Беседы о здоровом питании


«В каких продуктах «живут» витамины»

Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.

Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.

Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.

Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.


Что такое здоровое питание?

Выражение «здоровое питание» по-разному понимается в разных странах людьми с разными культурными традициями. Вообще говоря, здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. В целом под выражением здоровое питание подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья, как собственного, так и окружающих. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах.

Недостаточность питательных веществ представляет собой физическое состояние, вызванное неправильно подобранной диетой или физической неспособностью усваивать или метаболизировать питательные вещества. Это понятие включает в себя:

переедание: человек получает с пищей больше калорий, чем расходует, что приводит к избыточному телесному жиру;

недоедание: человек получает с пищей недостаточное количество калорий и питательных веществ, что приводит к уменьшению массы тела и/или дефициту питательных элементов.

Недостаточность питательных веществ может быть связана с различными причинами, к которым относятся бедность, инфекции, ухудшающие аппетит, отсутствие доступа к пище, недостаточно развитые медико- санитарные услуги. Недостаточность питательных веществ негативно отражается на качестве жизни и учебе и может привести к болезни и смерти.

Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания?

Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению, здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе. Как показывают исследования, дети, питающиеся более качественно, получают при тестировании более высокие оценки, не взирая на материальное положение их семей и уровень школы.

Наоборот, недостаточность питательных веществ, имевшая место в раннем детстве, может влиять на способность к учению, длительность пребывания в школе, умение концентрироваться и на внимательность. Дети, имевшие серьезную недостаточность питательных веществ, получают при тестировании на IQ и знание фактической информации более низкие оценки, чем дети в специально выбранных группах сравнения.

Школы играют жизненно важную роль, содействуя качественному питанию детей и предоставляя возможность для оказания им помощи. Часто школы более эффективно, квалифицированно, беспристрастно содействуют охране здоровья и здоровому питанию, чем какое-либо другое учреждение. Они контактируют с детьми, когда те находятся в критическом возрасте, определяющем их будущий образ жизни, включая качество питания. Кроме того, школы могут влиять на соответствующее поведение персонала, учителей, родителей и членов местного сообщества.

Мы знаем, как улучшить здоровье и самочувствие путем оказания помощи через школы. Исследования, проведенные в США и в других странах мира, показали, что тщательно составленные и внедренные учебные программы по медико-санитарному просвещению могут предотвратить формирование у детей вредных для здоровья форм поведения, касающихся, в том числе, питания, которые могут привести к заболеваниям. Более того, как свидетельствует анализ эффективности школьных программ питания, в ходе реализации которых повышается доступность продуктов питания при одновременной помощи и просвещении в области питания, наблюдается значительное увеличение роста и/или веса детей, а также в ряде случаев улучшение посещаемости занятий и успеваемости.

Школы могут оказывать экономически эффективную помощь в области питания. Исследования показали, что по сравнению с другими способами, школьные здравоохранительные программы, обеспечивающие безопасные и недорогие услуги в этой области, представляют собой один из наиболее рентабельных видов инвестиций государства на здравоохранение. Экономически эффективная помощь в области питания, оказываемая в школах, позволяет избежать или значительно снизить остроту проблем со здоровьем и последствий недостаточности питательных веществ.

Просвещение и здоровое питание для девочек положительно влияет на здоровье членов семьи. Предоставление девочкам более широких образовательных возможностей является одним из наиболее эффективных видов государственных инвестиций на здравоохранение и социальные нужды. Улучшение охраны здоровья девочек приведет, в свою очередь, к улучшению здоровья их детей и семей. Многие из проблем, связанных с родами, могут быть в значительной степени решены путем обеспечения адекватного питания на более ранней стадии.

Кроме того, оказание помощи в области питания повышает социальное значение женщины, поскольку именно женщина чаще всего готовит пищу для членов семьи. Исследования показали, что самым важным фактором, влияющим на здоровье и качество питания ребенка, является уровень образования его матери.

Здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для

настоящего времени. Исследования показывают, что первые признаки хронических заболеваний, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, рак и нарушения пищеварения, проявляются в юности.

Установлено, что просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что, в свою очередь, ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.

Образование и хорошее питание укрепляют экономику. Люди, имеющие полноценное питание и хорошее образование, работают с большей производительностью и, следовательно, повышают свое собственное материальное благосостояние.

Влияние питания на здоровье.

Среди разнообразных условий окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм, одно из ведущих мест принадлежит фактору питания. Влияние питания на растущий организм многогранно: оно не только обеспечивает гармоническое развитие и укрепляет общее состояние здоровья, но может повышать работоспособность и улучшать успеваемость школьников.

Если говорить об отношении к еде с точки зрения здоровья, то надо отметить, что такое рациональное питание, разнообразное питание и в чем состоит его режим. Соблюдая нехитрые правила, можно сохранить здоровье, на что следует обратить внимание детей.

Здоровое питание включает в себя еще один принцип – умение правильно приготовить пищу. Таки образом, все о чем говорили выше, укладывается в понятие:

  • ·        разнообразное питание, богатое всеми основными питательными веществами;
  • прием пищи не менее 3 –4 раз в день;
  • умеренное употребление пищи;
  • ужин не позднее 19 – 20 часов;
  • правильная кулинарная обработка продуктов.

В этой работе много проблем. Прежде всего очень трудно преодолеть стереотип в мышлении и поведении не только детей, но и взрослых, что здоровье – это дело не только государственное, но и личное. Главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам обязан поддерживать его.

Если говорить о правильном питании то это предусматривает:

  • приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье, а предупредить его нарушение – формирование духовно – нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия).
  • развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни – воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда).

Целостность означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Современное питание по данным обследования потребление избыточного количества жира, нам не хватает большинства витаминов, микроэлементов, пищевых волокон, незаменимых жировых клеток, содержащихся в растительных маслах и в морепродуктах. Выявляемые нарушения в значительной степени влияющие на состояние здоровья, связаны как социально – экономическими условиями, так и привычками и традициями в питании населения, существенную роль играет и низкий уровень образования населения в области здорового питания.

Здоровье детей в целом.

Питание детей тесно связано со здоровьем. Начало заболевание желудочно – кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5 – 6 летний возраст и достигает пика к 8 – 12 годам. По данным академика А. А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов:

·         нерегулярное питание с перерывами более 3 –4 часов;
  • частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
  • однообразное питание;
  • еда в сухомятку;
  • употребление некачественных продуктов;
  • несоблюдение режима дня;
  • малоподвижный образ жизни;
  • вредные привычки

Их устранение снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15%. Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно – кишечного тракта, развития сердечно – сосудистых заболеваний и рака. Каждый человек может и должен быть хозяином собственного здоровья.

Анализ существующей структуры питания страны показывает, традиционно высокое потребление зерновых

продуктов (хлеба, каш и д.р. переработки зерна), а также картофеля (который обеспечивает одновременно существенный вклад в рацион россиян витамин С) никак не противоречит современным принципам здорового питания. Но в след за этими продуктами как по чистоте потребления, так и вкладу в калорийность рациона следует сахар и кондитерские изделия (А они должны обеспечить вершину «пирамиды» здорового питания, самую низкокалорийную ее часть).

Известно, что здоровье напрямую связано с традицией потребления овощей и фруктов. Призыв Всемирной организации здравоохранения о потреблении 400 гр. овощей и фруктов в день обошел весь мир, и в тех странах, где он реализован, показатели здоровья населения значительно лучше. У нас в стране, к сожалению, эти рекомендации не выполняются, и многие нарушения в питании напрямую связано с недостатком в нашем рационе овощей и фруктов.

Школьная среда ориентирована на профилактику здоровья:

  • в школьной столовой предлагается здоровая пища;
  • родителям предлагаются информационные сообщения об организации школьного питания и ежедневном меню для учащихся.

Что родителям важно знать о завтраке школьника


Ваш ребенок - школьник, и с наступлением нового учебного года снова встаёт вопрос, как сделать так, чтобы он ел? Притом не чипсы с лимонадом, а то, что полезно для его здоровья? У нас есть несколько советов, которые вам останется лишь адаптировать к возрасту и предпочтениям вашего школьника.

Здорово живешь!
Выбор правильных, здоровых продуктов – вот основная задача мамы при составлении меню для ребёнка-школьника. Если разделить все продукты на самые полезные (которые нужно есть ежедневно), менее полезные (употребляемые не каждый день) и те, что можно есть нечасто, то получится следующий расклад:
овощи и фрукты, мясо, рыба, растительное масло, молоко, йогурт, сыр, крупы;
яйца, мед, орехи, сухофрукты, макаронные изделия, нежирные сорта колбасы и сосисок, бобовые;
кондитерские изделия (торты, пирожные), копчености, мороженое, шоколад, жирные соусы и пр.
Пусть на столе у вашего ребенка всегда будут продукты из первой группы, а компромисс, касающийся частоты употребления вкусностей из последнего списка, вам предстоит найти вместе.

Режим питания.
Режим питания важен для всех, а в особенности для растущих детских организмов. Для учеников, которые учатся в первую смену, рекомендуется следующий режим питания: завтрак в 7.30—8.00, второй завтрак в школе в 10.00—11.00, обед в 13.30—14.00, ужин в 17.30—18.00.
Благодаря правильному режиму питания дети лучше растут, у них формируется сильный иммунитет, увеличивается успеваемость в школе. Одним из важнейших приемов пищи является завтрак. Он заряжает энергией на целый день, придает сил.

Основа здоровья - это завтрак!
Отсутствие завтрака нарушает обмен веществ, за счет чего организм начинает откладывать жиры про запас, тем самым вызывая ожирение. Помимо этого завтрак влияет и на общую успеваемость в школе, питая мозг необходимыми для умственной деятельности элементами. Мозг требует постоянной подпитки, так как школьник расходует во время занятий больше калорий, чем взрослый человек. Этот расход растет в случае углубленного изучения каких-либо предметов.
Школьники, которые завтракают (и завтракают правильно!), лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, кто пренебрегает утренней трапезой – это доказано учеными. Специалисты считают, что завтрак ребенка должен состоять из трех основных элементов: фрукты, зерновые и молочные продукты. Вариантами завтрака могут быть омлет, пудинг, запеканка из творога или овощей. Запить завтрак можно чаем или какао. Каша на завтрак.
Даже если ребенок не любит есть утром, постарайтесь предложить ему на завтрак полезные зерновые каши. Они обогащают растущий организм витаминами группы B, магнием, цинком, хромом. Каши богаты белками, аминокислотами, различными микроэлементами, участвующими во многих физиологических процессах. Горячий завтрак нормализует пищеварение и помогает организму проснуться.
В каши можно добавить некислые фрукты – яблоки, бананы, персики, абрикосы. Вместе с этими полезными продуктами растущий организм получит все необходимые витамины.

Молочные продукты.
Специалисты рекомендуют включать в рацион школьника продукты, богатые кальцием. Например, молоко. Оно является источников 97% кальция, который усваивается организмом человека. Также отличным вариантом для завтрака школьника станет творог, йогурт, муссы. Творог богат кальцием и фосфором, которые принимают активное участие в процессе формирования и развития костей и зубов. Йогурт для детей - это сбалансированный источник белков, жиров, углеводов и минералов.

Бутерброды на завтрак.
Часто родители из-за спешки или нежелания ребенка есть утром, сводят завтрак к минимуму – всего 15 минут и пару бутербродов с чаем. Многие педиатры выступают против этого режима, но если приготовить бутерброды со знанием дела, то и из такого завтрака можно извлечь пользу. Например, старайтесь предлагать ребенку сэндвичи из цельнозерного хлеба. Вместо колбасы для начинки лучше использовать листья салата, свежие огурцы, сыр, ломтики сладкого болгарского перца, мясо индейки или курицы.

На заметку родителям! Витамины и «умные» элементы.
Витамины и микроэлементы, которые способствуют умственному развитию, должны быть на столе ребенка постоянно. Чтобы обеспечить ученика нужными ему веществами, стоит повторить теорию.
Железо: снабжает мозг кислородом, усиливает защиту организма от негативных внешних воздействий. Содержится в мясе, печени, гранатовом соке.
Йод: способствует умственному развитию ребенка. Содержится в морской рыбе и морепродуктах; при приготовлении пищи полезно использовать йодированную соль.
Омега-3 жирные кислоты: активизируют работу мозга, укрепляют сердечно-сосудистую систему и повышают концентрацию внимания. Содержатся в жирных сортах рыбы (лосось, тунец, сардины), грецких и миндальных орехах, а также в капусте, кабачках, тыкве, зеленом салате.
Важную роль играют витамины группы В. Они помогают снять раздражительность, укрепляют нервную систему ребенка и содействуют улучшению памяти. Присутствие витаминов группы В в продуктах питания:
В1 - мясо, хлеб из муки грубого помола, необработанный рис, бобовые;
В2 - молочные продукты;
В6 - крупы (гречневая, пшеничная, рисовая), дрожжи, зеленые листовые овощи;
В12 - говядина, печень, мясо домашней птицы, рыба, яйца, твердый сыр, молоко.
Растущему организму ребенка необходимы и продукты, богатые кальцием. К ним относятся: молочные продукты, яйца, зерновые, бобовые, орехи, семечки, темно-зеленые овощи и другие продукты.


Наши задачи:

  • проводить практикумы, касающиеся здорового питания, интегрированные в курс обучения на каждом последовательном уровне обучения ;
  • проводить профессиональное обучение преподавателей и другого школьного персонала в отношении профилактики здоровья и просвещения на тему здорового питания;
  • организация или содействовать школьному общественному проекту в отношении питания;
  • проводить обследование на наличие признаков неполноценного питания;
  • создавать среду, которая способствует здоровью и здоровому питанию.

Памятки:

Памятка для родителей о правильном питании школьников

   



^